вторник, 7 сентября 2010 г.

Тренинг по управлению персоналом



Очень грамотная статья о тренингах в Украине. Приятно читать. Публикую без ремарок (АЛ).

Результаты тренинга по управлению персоналом зависят от личных качеств участника и профессионализма тренера. Тренер без опыта -- деньги на ветер.
"Деньги" (http://dengi.ua) продолжают исследовать разнообразные способы получения полезных знаний. На этот раз нас заинтересовали тренинги по управлению персоналом. За $250--500 в Киеве и $150--400 в регионах украинские тренинговые центры обещают в двухдневный срок передать участнику множество ценных знаний и навыков в сфере менеджмента персонала. На практике цена тренинга зависит от сложности программы занятий, квалификации и опыта тренера, а также именитости тренингового центра или бизнес-школы.
Абсолютное большинство упомянутых тренингов условно делится на две категории: общие (под названиями "Управление персоналом", "Стратегии управления персоналом" и так далее) и специализированные ("Делегирование полномочий", "Мотивация работников", "Поиск и подбор персонала" и тому подобное).
Первые, ориентированные в большей степени на топ-менеджмент компаний, могут быть полезны опытным управленцам, желающим повысить отдачу сотрудников своей компании. Как правило, стратегические тренинги проходят в субботу-воскресенье по 8 часов в день. Предполагается, что за 16 часов управленец, уже имеющий определенные знания и опыт в сфере управления персоналом, сможет усвоить достаточно большой объем информации.
Специализированные тренинги ориентированы не только на "топов", но и на HR-менеджеров и управленцев среднего звена. Такого рода мероприятия посвящены глубокому изучению одного конкретного аспекта управления персоналом. Иногда среди них выделяют технические тренинги, направленные на отработку определенного управленского навыка или техники. Например, способов постановки целей и методики контроля над их исполнением. Длятся такие тренинги, как правило, также не более 16 часов, но некоторые программы, вроде "Техники ведения переговоров", могут проходить и 60, и даже 100 часов. Естественно, стоимость их посещения будет измеряться уже не сотнями, а тысячами долларов...
Стоит отметить, что некоторые программы специализированных и технических тренингов могут оказаться полезными и для не-руководителей. К примеру, посетив тренинг по методикам проведения собеседований можно узнать, как правильно отвечать на вопросы при приеме на работу, а навыки делегирования полномочий пригодятся в общении не только с подчиненными, но и с коллегами, друзьями и родными.
Кроме прочего, большинство тренинговых центров предлагают 5--10% скидки, получить которые обычно весьма легко. На скидку в 5% иногда можно рассчитывать, просто зарегистрировавшись на сайте компании-тренера и подписавшись на ее рассылку. До 10% тренинговые центры "скидывают" клиентам, которые уже проходили какие-либо учебные программы и тренинги данной компании. Как и любой другой продавец услуг, тренинговые центры заинтересованы в формировании лояльности к своим программам и тренерам, так что нужно обязательно расспросить его менеджера или администратора о возможных скидках.

Как "попадают"...

"Больше всего я жалел о двух потраченных впустую выходных", -- делится опытом менеджер сети продаж мобильных телефонов Антон Дубас, который прошел двухдневную программу "Мотивация подчиненных" в одном из киевских тренинговых центров. Занятия вела женщина-психолог. "В середине занятия я подумал, что наверно ошибся дверью и попал на тренинг "Психология подчиненного"... Почти весь тренинг нам рассказывали о сложных психологических аспектах взаимодействия сотрудника и его начальника, а самой мотивации было посвящено от силы часа четыре", -- сетует Антон.
"Чем посещать такие мероприятия, лучше купить себе видеотренинг или прочитать хорошую книгу. К тому же низкокачественные тренинги очень вредны для управленцев. Тот, кто попал на плохой тренинг, никогда не обратится в другую компанию. Он подумает, что это все ерунда и оставит идею посещать занятия", -- говорит руководитель бизнес-центра "Национальный" Сергей Градиль.
По словам киевских тренеров, плохих образовательных мероприятий, к сожалению, предостаточно. Результатом их посещения становятся выброшенные деньги, убитое время и, если человек впервые попал на тренинг, полное отсутствие желания попробовать еще раз. Впрочем, хороших тоже предостаточно, но их надо уметь выбирать.

Даешь тренера!

Все представители тренинговых центров, к которым "Деньги" обратились с вопросом "Как не промахнуться при выборе тренинга?", ответили единогласно: "Выбирать правильного тренера". "Я бы не советовала ориентироваться на сам тренинговый центр и даже на описание программы. Конечно, программу будущего тренинга нужно изучить, чтобы понять насколько она отвечает потребностям и конкретным проблемам участника, но намного важнее сам тренер. Нужно всегда просить резюме тренера -- по нему можно сделать вывод, какой опыт работы он имеет в той сфере, о которой собирается рассказывать", -- говорит руководитель тренингового центра "Турана ТМ" Елена Адаменко.
Высококлассный тренер -- наилучшая гарантия того, что с тренинга участник уйдет довольным и преисполненным желания как можно скорее приступить к воплощению в жизнь услышанного и осознанного на занятиях. "Самый простой и верный способ понять, насколько хорош тренер, -- это проследить, сколько тренингов одного типа он провел для конкретного тренингового центра. Если мероприятие было слабым, второе такое же у него уже не закажут. Если же один и тот же тренинг читается хотя бы год, значит, его ведет профессионал", -- уверен тренер тренинг-центра "Камертон" Игорь Хлопонин.
Чтобы узнать, как долго тренер читает тот или иной курс, достаточно позвонить в компанию и задать ее представителю соответствующий вопрос. Заодно стоит поинтересоваться, для кого данный тренер уже проводил корпоративные тренинги: внушительный клиентский список -- тоже неплохой показатель уровня тренера. "Еще один отличный критерий -- попробовать заказать конкретного тренера на ближайшую субботу--воскресенье. Если тренер соглашается, значит, он безработный. Хорошего тренера надо заказывать минимум за две недели", -- добавляет г-н Хлопонин.
Весьма важной характеристикой при выборе будущего учителя является соотношение его практического опыта управления персоналом и тренерско-консалтинговых достижений. Оказывается, отсутствие непосредственного управленческого опыта у тренера не является серьезным недостатком, но при единственном условии -- он имеет не менее пяти-семи лет опыта работы тренером или консультантом. Причем за это время он должен провести сотню-другую тренингов. Тогда можно смело делать вывод, что он -- специалист. Доверить свое обучение тренеру без практического опыта управления персоналом с двумя-тремя десятками проведенных занятий означает подвергнуть свое время, деньги и настроение серьезной опасности. Тут, как говорится, "уж лучше голодать, чем что попало есть..."
В то же время прийти на занятие опытного менеджера, решившего, что управленческая работа и преподавание -- это одно и тоже и начавшего тренировать, также не лучший вариант. Такой тренер, основываясь лишь на личном опыте, решает, что его методы работы являются универсальными. Но предложенные им шаблоны действий могут оказаться неэффективными и даже вредными для конкретного управленца. Здесь, правда, тоже есть свои исключения. Бывший управляющий крупной компании, которая продолжает успешно работать и после его ухода, может рассказать довольно много интересного и полезного из своей практики. Однако, по словам самих тренеров, таких людей очень мало.

Не может быть... Может!

Эффективность тренингов по управлению персоналом, как и большинства других учебных программ и курсов, во многом зависит не только от профессионализма тренера, но и от личных качеств участника. Сами тренеры утверждают, что прежде всего необходима сильная внутренняя мотивация. С ней, однако, в большинстве случаев проблем нет. В отличие от корпоративных, на открытые тренинги приходят, как правило, по собственному желанию и хорошо мотивированными -- ведь за немалые деньги нужно получить максимум.
Сложности возникают, когда управленцы слышат от тренера утверждения, противоречащие их устоявшемуся видению, стереотипам, практике и так далее. Здесь огромное значение приобретает гибкость мышления менеджера и его готовность меняться, а порой даже серьезно пересматривать собственные позиции и убеждения.
Немаловажна возможность воплощать в жизнь полученные знания и осуществлять в компании соответствующие изменения. Особенно эта проблема существенна для менеджеров среднего звена и руководителей HR-департаментов. Если начальник откажется внимать доводам о необходимости реорганизовать или сократить штат, ужесточить требования к приему работников и тому подобное, об эффективности прослушанного тренинга говорить не придется.
С проблемой реализации теоретических знаний на практике могут столкнуться и топ-менеджеры, правда, в силу иных причин. Сложности могут возникнуть при отсутствии достаточного терпения и коммуникативных навыков для четкой постановки задач и донесения до подчиненных важности проведения реформ. "Управленческие тренинги могут дать хороший эффект вместе с тренингами, на которые развивают уверенность в себе, навыки коммуникации, навыки понимая и так далее. Это действительно полезно, потому что человек иногда знает, как правильно управлять, но определенные личные качества ему серьезно мешают", -- считает Елена Адаменко.

Почем учиться управлять
Средняя стоимость двухдневного тренинга по управлению персоналом в Киеве и регионах, $
Львов Одесса Киев Днепропетровск Донецк Харьков
125--300 200--500 250--500 150--300 150--350 150--350

Комментариев нет:

Отправить комментарий